|
Летопись храма
В Комиссарово не было своего храма ни до, ни после революции, верующие ездили в Никольский храм г. Кемерово. Они предлагали председателю Ягуновского сельсовета Плунову отдать под приход местный клуб, в начале 90-х годов уже не действующий. Кто-то на стене клуба написал большими буквами: «Здесь будет храм Преподобного Сергия Радонежского». Клуб сгорел и, как вспоминает послушница храма Зинаида Афанасьевна, она слышала разговоры старух во время пожара. Вот слова бабы Марии: «Здесь бы храм построить...».
Первое собрание православных верующих людей (14 человек) прошло 2 июля 1994 года. Следующее, второе собрание от 25 июля 1994 года в составе 11 человек выбрало своим председателем Благочинного Кемеровского округа протоиерея Алексея Курлюту, присутствовавшего на собрании. После того, как отец Алексей ознакомил всех присутствующих с Уставом по правлению церкви, проголосовали единогласно о его принятии, и с этого дня «милостью Божией организован православный приход». По предложению Косорева Виктора Перовича было утверждено название будущего храма: Преподобного Сергия Радонежского. Председателем приходского Совета был избран протоиерей Алексей Курлюта, заместителем председателя и бухгалтером Эрской Аркадий Иванович, казначеем Нелюбин Петр Иванович. Избирается ревизионная комиссия в составе: Потребова В. П., Нелюбина 3. В., Костикова А. Ф.
Собрание решает:
- Обратиться к главе Кемеровского района о выделении земельного участка на строительство храма на месте сгоревшего клуба с передачей здания клуба на баланс епархии.
- Обратиться к частным лицам и организациям об оказании финансовой и материальной помощи.
- Начать строительство часовни в поселке шахты Ягуновская на месте казни репрессированных людей, среди которых было немало священнослужителей.
Отец Алексей поблагодарил присутствующих и поздравил с открытием прихода. Свидетельство №102 о регистрации прихода выдано Управлением юстиции АКО 16 августа 1994 года за подписью Архипенко. 21 декабря 1994 года решением администрации Кемеровского района на баланс прихода передано здание сгоревшего клуба, которое было расхищено за лето 1995 года.
По благословению епископа Софрония в Великий пост 1995 года делами прихода Преподобного Сергия было поручено заниматься священнику Александру Ивановичу Москалеву, до страстной седмицы Великого поста 1996 года служившего священником Никольского собора г. Кемерово. До Христовой Пасхи 1995 года был открыт счет в Рудничном филиале Кемеровского "Промбанка" и изготовлена приходская печать. 9 апреля 1995 года проведено собрание прихода под председательством отца Алексея Курлюты, где отец Александр Москалев был избран новым настоятелем. Далее в течение года велись переговоры с "Кемеровоагропромпроект" и администрацией Кемеровского района, были оформлены и утверждены необходимые документы генерального плана. Был выбран архитектором Бормотов Виктор Петрович, который по благословению владыки Софрония начал разрабатывать проект семикупольного храма с колокольней длиной 30 метров, шириной 15 метров.
18 июля 1995 года отец Александр вместе с псаломщицей Загородней Ириной на месте будущей церкви в присутствии прихожан совершили водосвятный молебен, такие молебны в дальнейшем проходили не только по праздникам и воскресеньям, но и среди недели.
В 1996 году на Рождество Христово праздничный молебен, причащение запасными Дарами стареньких прихожанок прошли в доме бабы Оли Казанцевой, напротив будущей церкви, по улице Центральная, 57. Как вспоминала одна из прихожанок Нина Даниловна Фоминская, каждый принес, что мог, на праздничный стол. В колодце дома бабы Оли была освящена вода на Крещение Господне.
В октябре 1995 года по благословению отца Владимира из Знаменского собора был привезен 10-тонный контейнер, к которому была подведена ЛЭП, и с Прощеного Воскресенья 1996 года по благословению владыки Софрония в нем совершались постовые службы (кроме литургии) без сокращений, по страстную седмицу. Как вспоминает Нина Даниловна, было холодно, обогревал контейнер змеевик, чтобы разогреть кадило, приносили угольки из дома.
В это время велись переговоры с руководителем пассажирского вагонного участка, ныне покойным Никишиным Вячеславом Ивановичем о выделении безвозмездно приходу для богослужений пассажирского вагона, который и был доставлен КСУМ на площадку 18 марта 1996 года. Все оставшееся время до 14 апреля, т. е. до светлой Христовой Пасхи, усилиями многих людей этот старый сгнивший вагон чистился, красился, обклеивался обоями, были сделаны ступени. 13 апреля была завершена подводка ЛЭП с трансформатором. Развешали иконы, примерно за 15 минут до полуночи. Как вспоминает отец Александр, времени на то, чтобы облачиться, оставалось очень мало: «И слава Богу, по его великой милости ровно в полночь распахнулись Царские врата, вспыхнул свет, и все пели: «Христос воскресе из мертвых». Всю светлую седмицу мы служили, наслаждаясь милостию Божией». С Христовой Пасхи службы совершались в свое время и регулярно.
Летом 1996 года началось строительство церкви. К 30 июня был вырыт котлован. Как вспоминает отец Александр, в эти дни они с прихожанами молились особо, т. к. экскаватор и грузовики подошли, но из-за дождя машины буксовали, и работа не двигалась. «Мы на колени и акафист читаем, а потом с иконами и святой водой идем вокруг площадки».
К 14 июля 1996 года котлован был отсыпан щебнем, на месте будущего престола установили крест, по линии алтарной стены положили подушки, на них установили металлическую подставку так, чтобы закладной камень в алтаре храма лежал на уровне пола. Все было подготовлено для освящения закладного камня, что и совершил владыка Софроний после воскресной литургии в присутствии собравшегося во множестве православного люда. До 18 августа 1996 года продолжалась подготовка к началу строительных работ: отсыпалась щебнем дорога, привозились блоки, плиты, доски, цемент, песок.
18 августа бригада строителей с Украины начала строительство храма. Встал вопрос, где жить строителям. Отец Александр обратился к Нине Даниловне Фоминской, и та не смогла отказать. Нина Даниловна рассказывает: «Я в этот момент вспомнила христианскую легенду о том, как Матерь Божья пришла к людям в село, стучалась ко многим, но никто не пустил ее. Тогда Матерь Божья спряталась в стоге сена и плакала. Услышал ее Илья-пророк, и вот раздался гром, засверкали молнии, а ведь была зима. Загорелось село. Пожалев людей, Богоматерь закрыла село своим омофором. Как же я не пущу добрых людей?»
За два месяца бригада строителей закончила нулевой цикл. Технический надзор за работами осуществлял Князев Василий Николаевич. Примечательно, что по окончании кладки кирпича сразу ударили морозы, а после того, как была уложена последняя плита перекрытия, начались не прекращающиеся несколько месяцев снегопады. К 8 октября 1996 года, к Престольному празднику, большая часть плит была уложена, и водосвятный молебен отец Александр с прихожанами отслужили на месте алтаря. Вокруг строящегося храма был совершен Крестный ход.
6 мая 1997 года бригада украинцев приступила к возведению стен храма. Отец Александр пишет в летописи: «Работа идет споро. Нашей радости нет конца. Слава Богу! Лето Господь даровал раннее та такое долгое, что можно построить ни одну церковь. И мы строим. Но радость омрачает крановщик, тормозящий работу. На фоне многих жертвователей крановщик ищет обогащения. И вот кран работает, но словно нечистая сила протестует в человеке, который управляет краном».
18 октября строители уехали, оставив недоделки и несколько занизив церковь и колокольню, но отец Владимир помогает найти новых строителей, и они воодушевленно работают: поднимают до нужной отметки кладку колокольни, монтируют крышу и перекрывают невыложенный центральный барабан, утепляют чердак, занимаются отоплением. Но котел удалось затопить только в мае. Начиная с ноября, подключили мощный электрообогреватель в нижнем храме, согрели стены и приступили к штукатурным работам. К Рождественскому сочельнику нижний храм отштукатурили, побелили. Бардиер В. В. изготовил и установил иконостас. Отец Александр вспоминает: «Теперь мы будем служить не в вагоне, а в настоящем Божием храме! Слава Богу!»
С сентября 1997 года по весну 1998 года в школе № 66 псаломщицей Ириной Загородней проводились занятия в 6-х классах - духовный лекторий.
8 февраля 1998 года в Неделю мытаря и фарисея - память Новомучеников и Исповедников российских - первую литургию в нижнем храме строящейся церкви служил владыка Софроний, а по ее окончании был проведен молебен в поселке Ягуновский на месте казней 1937 - 1938 гг.
8 апреля на колокольне установили купол и крест, а людей и технику помог организовать благочинный отец Владимир.
Строители заготовили привезенный пиломатериал и начали сборку восьмигранников и четырех малых куполов. По благословению отца Владимира в храм пришел звонарь Чернов Валентин Федорович. Он стал заниматься устройством колокольни и изготовлением колоколов из старых, отслуживших свое кислородных баллонов. 25 мая освятили первый комплект колоколов. Отец Александр вспоминает: «На Вознесение первый раз в нашем приходе совсем даже неплохо звонили колокола. Слава Богу!»
Неожиданно уходят строители, которые вели работы зимой, найдя более денежную работу. Договорились с новой бригадой строителей с Украины о возведении центрального барабана и установке колоколов. В день Святого Николая строители приступили к дальнейшей работе: к разборке кровли, временной на центральном барабане, установили балки № 55 и к 11 июня 1998 года довольно быстро подняли центральный барабан и залили поднебесье. Расчеты для церкви вел конструктор Шапор Иван Степанович. К 23 июня, дню Сибирских святых, первые два купола покрасили в синий цвет со звездами под золото и крестами. Отслужив молебен, освятив кресты, поднимают малые восьмигранники и купола, устанавливают их с северной стороны храма при большом собрании молящихся прихожан и гостей, среди которых дети из Воскресной школы Никольского собора, под звон колоколов. Другие два купола устанавливают 29 июня, затем возводят центральный купол, крышу которого обшивается черной жестью с полосой под золото посередине, черный металл красится в синий цвет и украшается «золотыми» звездами. Крыша покрывается оцинковкой.
Одновременно в храме велись штукатурные работы. К 24 июня работы внутри были окончены, и строители приступили к оштукатуриванию фасада, но качество работы стало вызывать недоумение. Замечания воспринимались штукатурами агрессивно, вскоре они ушли. Договорились с бригадой штукатуров Заферида В. И., отделавшей Знаменский собор. Старую штукатурку пришлось полностью срубать. Работа новых мастеров вызывала уважение, но двигалась вяло. В непогоду отбивали некачественную штукатурку внутри храма.
В середине ноября закончилось строительство свода из деревянной конструкции. Внутри его утеплили стекловатой, снаружи обшили дранкой, готовя под штукатурку. Был вырыт и засыпан щебнем котлован под центральное крыльцо, залита плита - первая ступень. Но строители с 10 ноября уходят в отпуск. Денег нет. Производство работ под вопросом.
Службы ведутся в нижнем храме, в котором тепло. Отец Александр вспоминает: «Прошлую зиму до весны было очень холодно, многие из нас крепко болели, некоторые, искусившись, перестали ходить, но сейчас на службе достаточно народа. Слава Богу! Пришла зима, но хочется поскорее освятить храм».
С октября 1998 года занятия в Воскресной школе, которые ведет псаломщица Ирина Загородняя, проводятся по воскресным дням по окончании службы в храме. Изучаются четыре предмета: Закон Божий, Икона, церковнославянский язык, церковное пение, в плане пятый предмет: колокольные звоны. Занятия ведут четыре преподавателя, трое из которых одновременно учатся в Кемеровском филиале Свято-Тихоновского института.
***
Со дня образования прихода оказывается благотворительная помощь. За десять месяцев 1998 года на эти цели выделено около тысячи рублей. Оказывается помощь малоимущим продуктами и благотворительными обедами.
Летом 1996 года в совхозе "Ягуновский" были крещены 80 человек; принято решение об организации православной общины с выделением безвозмездно здания кафе и переоборудованием его под православную церковь при активном содействии благочинного протоиерея отца Владимира. По благословению владыки Софрония церковь имеет небесного покровителя апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
Первая литургия совершена 16 апреля 1997 года отцом Владимиром при сослужащих иереях Александре (Кудристенко) и Александре (Москалеве), дьяконе Сергии (Алюнине) в присутствии большого количества прихожан. 28 июля 1998 года, в день прославления равноапостольного князя Владимира, на месте расстрельного лагеря, действовавшего в поселке шахты "Ягуновская" в 1937 - 1938 гг., установлена часовня в назидание потомкам.
Ахитектура храма преп.Сергия Радонежского
Храм Сергия Радонежского в селе Комиссарово только создается, еще многое предстоит сделать. Храм Сергия Радонежского представляет собой крестово-купольный тип храма. Над храмовым зданием возвышается главный купол, соседствующий с четырьмя меньшими. Он имеет луковидную форму. Купол граненый как горизонтально, так и вертикально, центральная часть главного купола позолочена широкой полосой, цвет же остальных плоскостей ярко-синий с позолоченными звездами (напоминает купол Духовской церкви в Троице-Сергиевой Лавре). Над главным куполом возвышается крест, который стоит на позолоченном маленьком куполке. Эту центральную "главу" поддерживает барабан со световыми окнами. Кокошника ни главный, ни меньшие барабаны не имеют, но они, так же, как и купола, граненые, с двумя нависающими карнизами под куполом. Меньшие купола по форме и цвету повторяют главный, но не имеют позолоченной полосы, они увенчаны крестами чуть меньшими, чем главный. Такие купола повторяют символику "глав" Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.
Храмовое здание не имеет ни закомар - полукруглых завершений прясла, ни пилястр - полувыступающих из общей стены здания колонн. Нет и аркатурного пояса, он заменен рельефными четырехугольниками, ступенчато переходящими в плоские стены. Стена декорирована двумя окнами, они обрамлены арками вокруг каждого. Имеется дверь, крыльцо одинаковой формы с севера и юга. В центре стены над дверью небольшая арка, находящаяся под остроугольным выступом стены, переходящим в горизонтальную крышу, под крышей карниз тянется по всей плоскости здания. К главному храмовому зданию с западной стороны пристроен притвор, имеющий скатную, новгородского типа крышу (это здание меньше главного). Притвор в средние века в России-такая часть церкви, куда собирались неверующие и в центральное здание не проходили. Это здание тоже имеет окна - световые, под крышей есть карниз. Особенное место в архитектуре храма Сергия Радонежского занимает Новгородско-Псковская школа архитектуры.
К притвору с западной стороны пристроена звонница (колокольня), имеющая позолоченный купол, также граненый, увенчанный крестом. Барабан заменяет граненая скатная крыша, выполненная из голубого металла и напоминающая шатровое зодчество. Кончается эта крыша четырьмя остроугольными башенками, повторяющими крышу главного храмового здания. Плоскость стены граненая, с четырьмя окошками - арками, внутри располагаются колокола и лестница, ведущая к ним. К середине стена колокольни становится четырехугольной, с квадратами, повторяющими декор главного здания. В западной стене звонницы расположен главный вход в храм и крыльцо. С восточной стороны храма выступают массивные апсиды - их три, главная апсида имеет три окна. Апсида - это выступ для алтаря, перекрытый сомкнутым полусводом. Так и три апсиды Сергиева храма перекрыты полусводом - крышей (скаткой), завершенным небольшим граненым куполом с граненым барабаном. Все здания храма имеют нижнее окаймление и в его плоскости в самом низу общей стены небольшие окошки - т. к. в общем здании имеется подклет или нижний храм, посвященный новомученикам и новоисповедникам российским.
Храм имеет три нефа. Массивный центральный купол поддерживают четыре квадратных столба. На западной стене располагаются хоры в виде полукруга. Четыре больших арковидных окна дают освещение внутреннему зданию. Все внутреннее пространство подчинено центральному барабану и подкупольному своду.
Заключение
Строительство храма в селе Комиссарово - отражение процесса культурного и нравственного возрождения России, возвращение к утерянным духовным ценностям. Этот процесс невозможен без обращения к светлым образам русской истории, которые своим подвижничеством и формировали содержание понятия: духовность. Один из таких образов - образ святого старца Сергия Радонежского, который своим примером показал русскому народу путь к Богу, к спасению души каждого. Недаром Преподобный Сергий Радонежский является покровителем всех учащихся.
Строительство храма - трудное дело, ведь сначала нужно построить храм в душе. Совсем немного осталось истинно верующих, участвовавших в строительстве церкви. Ей не хватает рабочих рук, людей, у которых соборное начало проявлялось бы не только во время молитвы, но и во время СОЗДАНИЯ храма. Но несмотря на все трудности, храм стоит, ведутся строительные работы, и проложена дорога к нему.
Отец Александр верит, что люди пойдут по этой дороге, и храм будет достроен благодаря помощи Бога и преподобного Сергия Радонежского, который много раз после своей смерти являлся людям и помогал им. Действенность его жизненного подвига в том, что созданный им Дом, Лавра, и по сей день оказывает огромное влияние на развитие отечественной истории и русской культуры, в том, что в наше трудное время ставятся храмы преп. Сергия Радонежского такие, как в селе Комиссарово.
|
Фотолетопись
(Для увеличения щелкните мышью)
«В колодце дома бабы Оли была освящена вода на Крещение Господне...»
«...было холодно, обогревал контейнер змеевик, чтобы разогреть кадило, приносили угольки из дома...»
«Мы на колени и акафист читаем, а потом с иконами и святой водой идем вокруг площадки.»
«...усилиями многих людей этот старый сгнивший вагон чистился, красился, обклеивался обоями...»
«Освящение закладного камня совершил владыка Софроний после воскресной литургии в присутствии собравшегося во множестве православного люда.»
«Работа идет споро. Нашей радости нет конца.»
Молебен в будущем храме
Во время установки главы в небе над храмом кружил белый голубь
«8 апреля на колокольне установили купол и крест»
«Возводят центральный купол»
Храм преп. Сергия Радонежского
|